Ссылка на статью

Взорвать рынок может расширение горизонта инвестиций

Какие значимые события в пенсионной индустрии этого года повлияют на нее в 2022 году?

Прежде всего это продолжающаяся консолидация отрасли. С рынка уходят нестратегические инвесторы, фонды, созданные в рамках крупных предприятий в 1990-х годах, которые стало тяжело содержать из-за возросшей регуляторной нагрузки.

Консолидация рынка привела к объединению в этом году двух пенсионных саморегулируемых организаций в одну на базе Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ). Помимо экономии наших ресурсов, регулятору и фондам стало проще взаимодействовать. Мы уже видим серьезные шаги в продвижении наших инициатив по реформированию индустрии. На встрече с Минфином и ЦБ этой осенью мы представили согласованные идеи с НАПФ, практически все они были приняты в работу. В своем недавнем выступлении на инвестфоруме «Россия зовет!» Владимир Путин озвучил приоритеты правительства по защите и стимулированию долгосрочных сбережений россиян. Мы (как отрасль) полностью разделяем эти приоритеты и готовы участвовать в их скорейшей реализации в 2022 году.

О каких инициативах идет речь? Президент говорил о софинансировании со стороны государства пенсионных средств граждан?

И не только. Прорывной рост добровольных пенсионных программ в России возможен при условии серьезных налоговых льгот для долгосрочных сбережений. В эффективных пенсионных системах других стран с точки зрения налогового стимулирования пенсионные программы имеют приоритет. Наш же налоговый вычет в 120 тыс. руб. де-факто никакой налоговой льготы по пенсионным накоплениям не дает, так как полностью выбирается расходами на медицину и образование. Сейчас обсуждается выделенный налоговый вычет в 6% от дохода гражданина. Это примерно на уровне взносов, которые делают участники добровольных пенсионных программ в большинстве стран. Практика показывает, что столько люди готовы вкладывать регулярно в свои пенсионные программы.

По-настоящему взорвать рынок может расширение горизонта инвестиций. Закон обязывает гарантировать клиентам НПФ безубыточность на горизонте одного года. Многие наши клиенты хотели бы, чтобы их сбережения инвестировались в фондовый рынок, который дает в долгосрочной перспективе большую доходность, но по определению более волатилен. В реалиях действующего закона при отрицательной годовой доходности фонды должны компенсировать потери из своего капитала, что делает их финансовый результат менее предсказуемым и создает большие риски. В итоге средства граждан инвестируются в менее рискованные инструменты с фиксированной доходностью, прежде всего облигации, что снижает наши возможности по зарабатыванию высокой доходности для клиентов.

Сейчас активно обсуждается концепция преобразования системы пенсионных накоплений. Без каких новаций, на ваш взгляд, концепция не может быть принята?

Прежде всего необходимо трансформировать накопительную пенсию. Пенсионные накопления сегодня — это портфель без ручки. Людям они не интересны, поскольку граждане не считают их своими и даже зачастую не знают, кто ими управляет. Возникла идея разрешить гражданам трансформировать свои пенсионные накопления в личные пенсионные программы с передачей прав собственности от государства гражданам. Стандартная пенсионная схема будет защищена системой гарантирования, как депозиты в системе АСВ. Эта стандартная схема имеет свой налоговый режим и привилегии. Каждый человек мог бы сам решать, что ему делать со своими пенсионными накоплениями: перевести их в личную добровольную программу или на эти деньги купить пенсионные баллы в страховой системе.

Пенсионные продукты уже давно пришли в онлайн. Почему именно в пандемию пенсионные фонды начали активно внедрять цифровые услуги?

Финансовая отрасль стремительно цифровизуется. Это началось с банков, перешло в инвестиционные компании, страховые, пенсионные. Если мы не будем внедрять цифру, то будем выглядеть неконкурентно в этом аспекте по сравнению с нашими смежными рынками. Мы этого себе позволить не можем.

К тому же цифровизация серьезно снижает расходы. Пенсионный бизнес во всем мире — это бизнес больших объемов и малых трансакционных издержек.

Новый дистанционный сервис в приложении «СберБанк Онлайн» - «Пенсионная витрина» - повысил интерес граждан к своей будущей пенсии? Сколько клиентов воспользовались онлайн-инструментами для самостоятельных накоплений?

Продажи пенсионных программ через мобильное приложение «СберБанк Онлайн» мы запустили еще в прошлом году. Для нас это некий термометр, который показывает, есть ли у россиян интерес к пенсионным сбережениям. С радостью отмечаю, что он есть и растет. Если в ноябре прошлого года мы продавали около 1 тыс. программ в месяц через «СберБанк Онлайн», то в ноябре уже 2021 года этот показатель достиг 3,5 тыс. договоров в месяц. В этом году около 25 тыс. клиентов Сбера открыли пенсионные программы с помощью цифровых площадок.

Наша «Пенсионная витрина» является своего рода проектом повышения финансовой грамотности россиян. Ее посещение зашкаливает: за полгода сервис уже посетили 17 млн человек. В пространстве приложения «СберБанк Онлайн» это одно из самых популярных мест. Это говорит о том, что мы отвечаем современным запросам россиян. Это «бинго». Почему? С помощью простой и понятной подачи клиент может посмотреть, как устроена наша пенсионная система, какие права у него есть в части страховой пенсии, каков размер его накоплений, какие у него есть дополнительные программы. Наш цифровой сервис позволяет спрогнозировать интересующий всех результат: размер своей будущей пенсии к моменту достижения пенсионного возраста.

Приток взносов по индивидуальным пенсионным планам (ИПП) говорит о том, что россияне совсем разуверились в пенсии, которую выплачивает государство? Или продажи ИПП взлетели на онлайне?

Наши сограждане абсолютно уверены в том, что они будут получать пенсию, но не уверены в том, что страховая пенсия позволит им сохранить привычный уровень жизни. Ее хватит на оплату коммунальных и транспортных расходов, но она вряд ли позволит вести тот образ жизни, к которому привык работающий человек: путешествовать, посещать фитнес-центры, пользоваться платной медициной и так далее. Это понимание есть в голове у большинства россиян, вопрос финансового благополучия на пенсии беспокоит подавляющую часть наших граждан. И как только они получают какую-то конкретную информацию по этой теме, как, например, через нашу «Пенсионную витрину», то это очевидно вызывает интерес.

Мы запустили функционал, который позволяет здесь же, в мобильном приложении, оформить онлайн индивидуальный пенсионный план. «Пенсионная витрина» дает понимание, что ждет людей в будущем, поэтому они охотно переходят в этот раздел приложения, читают про добровольные пенсионные программы и начинают их подключать. Это осознанная покупка. В 2021 году эти программы дадут нам более 1 млрд руб. дополнительных сборов. Пока это не очень большие деньги, но мы ожидаем экспоненциальный рост.

Какой средний объем взносов?

Средние взносы от 3 тыс. руб. в месяц в среднем. Это говорит о том, что программа интересует россиян с относительно невысокими доходами. Есть, конечно, клиенты, которые отчисляют 5–10 тыс. руб. в месяц и больше. Вы удивитесь, но ИПП чаще всего сегодня подключают россияне от 25 до 45 лет. То, что эти программы пользуются спросом у молодежи (треть наших клиентов, которая оформляет ИПП на цифровых площадках, это аудитория 25–35 лет), лично для меня было приятным сюрпризом.

Россияне высоко ценят корпоративные пенсии, но немногие работодатели предлагают их своим сотрудникам. Основная причина — это, безусловно, проблема нехватки бюджетов, выделенных на персонал. Насколько востребованы на рынке корпоративные пенсионные программы?

Корпоративные пенсионные программы в России развиваются, но пока не так активно, как, например, в европейских странах. В Европе бизнес формирует до 50% пенсионного капитала работников. У нас, как вы заметили, на КПП есть большой интерес со стороны сотрудников, однако далеко не все работодатели могут предоставить им такую возможность. Наши исследования показывают, что КПП включена в соцпакет около 10% респондентов.

Дело в том, что, открывая такую пенсионную программу, работодатель берет на себя достаточно серьезные долгосрочные обязательства. Это не ДМС, от которого можно отказаться в кризис и убрать из соцпакета. Поэтому пока КПП внедрены среди небольшого количества работодателей.

Эту ситуацию можно поменять? Как привлечь работодателей?

Можно с помощью софинансирования личных пенсионных планов работника. Я бы очень хотел, чтобы эта идея была реализована в рамках стандартной пенсионной схемы. Если дать возможность работодателям софинансировать индивидуальные пенсионные программы, то компании, представляющие средний и малый бизнес, могли бы легко войти в программу. Они смогут включать в свой компенсационный пакет всего одну строчку - софинансирование вашей личной пенсионной программы. Это позволило бы нам привлечь большое количество средних и малых предприятий.

Какие направления планируете развивать с учетом того, что база клиентов по обязательному пенсионному страхованию практически не растет, в целом фиксируется отток граждан, формирующих накопления в НПФ?

Главный наш приоритет - развитие добровольных пенсионных программ и продвижение индивидуальных программ через цифровые и физические каналы.

Рост продаж на дистанционных площадках заставляет ускорить нашу работу с физическими каналами банка. Используя все эти возможности, мы могли бы продавать пенсионных продуктов в пять раз больше.

Значительный рост мы видим в развитии корпоративной программы, в частности, в том, чтобы как можно больше сотрудников подключались к КПП на предприятиях и в компаниях, где уже действует эта программа. Всего, например, в корпоративных пенсионных программах работодателей, оформленных в СберНПФ, сегодня участвуют 314 тыс. россиян. Кроме того, с учетом консолидации рынка мы не исключаем возможности неорганического роста. И последний пункт нашей стратегии - это активное участие в реформировании отрасли, очень надеюсь, что результаты мы увидим уже в 2022 году.


Автор: Дарья Николаева

Согласие на обработку персональных данных для посетителей сайта

Продолжая работу на сайте, я выражаю свое согласие АО «НПФ Сбербанка» (адрес: 115162, г. Москва, ст. м. Шаболовская, ул. Шаболовка, д. 31Г, 4 подъезд, 3 этаж) на автоматизированную обработку моих персональных данных (файлы cookie, сведения о действиях пользователя на сайте, сведения об оборудовании пользователя, дата и время сессии), в т.ч. с использованием метрических программ Яндекс.Метрика, Google Analytics с совершением действий: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение, передача (предоставление, доступ), в том числе трансграничная, партнёрам ПАО Сбербанк, предоставляющим сервис по указанным метрическим программам. Обработка персональных данных осуществляется в целях улучшения работы сайта, совершенствования продуктов и услуг АО «НПФ Сбербанка», определения предпочтений пользователя, предоставления целевой информации по продуктам и услугам АО «НПФ Сбербанка» и его партнеров.


Настоящее согласие действует с момента его предоставления и в течение всего периода использования сайта.


В случае отказа от обработки персональных данных метрическими программами я проинформирован о необходимости прекратить использование сайта или отключить файлы cookie в настройках браузера.

Условия и принципы обработки персональных данных в соответствии с GDPR*

АО «НПФ Сбербанка» очень серьезно относится к вопросам конфиденциальности и безопасности информации. Защита ваших персональных данных** — один из наших ключевых приоритетов.


Мы обрабатываем ваши персональные данные, собранные на законных основаниях и в рамках четко сформулированных целей, характерных для взаимодействия АО «НПФ Сбербанка» со всеми сторонами:


  • - клиентами, потенциальными клиентами, их родственниками или представителями;
  • - контрагентами и партнерами (как существующими, так и потенциальными);
  • - сотрудниками (включая их родственников) и соискателями.

Мы можем собирать ваши персональные данные, информацию о предпочтениях, совершенных действиях и транзакциях и т.п. при помощи веб-сайта и мобильных приложений АО «НПФ Сбербанка» для заранее определенных и законных целей.


Мы можем передавать ваши персональные данные, в том числе трансгранично, строго при соблюдении требований законодательства.


Мы уважаем ваши права и свободы, в частности, связанные с вопросами обработки ваших персональных данных.


*GDPR – Регламент №2016/679 Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном обращении таких данных» General Data Protection Regulation


**Под термином «персональные данные» понимается любая информация, относящаяся к идентифицированному или идентифицируемому физическому лицу («субъект данных»). В состав персональных данных могут входить фамилия, имя, отчество, номер телефона, почтовый адрес, паспортные данные, сведения об образовании, доходах, предыдущих местах работы, а также другая информация, например, файлы cookie

АО «НПФ Сбербанка» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей и серьезно относится к защите персональных данных - ознакомьтесь с условиями и принципами обработки персональных данных, а также с рекомендациями по защите информации. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
Сайт может неправильно работать из-за устаревшего браузера
Советуем обновить браузер. Сайт прекрасно работает в новых браузерах, а в старых могут быть неожиданности.
chromefirefoxoperaedge