Ссылка на статью

Четыре мифа о корпоративных пенсионных программах

Три четверти россиян (78%) хотели бы получать корпоративные пенсии после окончания карьеры — показали опросы, которые НПФ Сбербанка проводил в 2020-2021 годах. Однако, рассчитывать на такие выплаты пока могут немногие. Чаще всего мешают предубеждения работодателей. Александр Прокопенков, директор по развитию НПФ Сбербанка, развеял 4 основных мифа о корпоративных пенсионных программах.

В том или ином виде КПП сейчас работают, по разным оценкам, в 10-30% российских компаний, причем в основном это крупные организации с международными акционерами из сферы финансов, нефтедобычи, химической промышленности, транспорта и логистики. За последний год интерес работодателей к КПП заметно вырос – с их условиями знакомятся средние и даже малые компании из IT-индустрии, онлайн-ритейла, доставки, фармацевтики и других отраслей. Активному развитию пенсионных программ для средних и малых предприятий все еще мешают ложные, но популярные стереотипы о том, что КПП не могут быть эффективным инструментом для мотивации сотрудников, программы обходятся слишком дорого, подобные накопления нельзя считать ликвидными и вообще пенсия – это очень далекая перспектива, о которой можно не задумываться лет до 45. Попробуем показать, почему эти мифы не имеют никакого отношения к реальности.

Миф 1: КПП не мотивирует


Этот миф базируется на расхожем мнении о том, что сотрудников можно мотивировать только “здесь и сейчас” – премиями, индексацией зарплат и прочими бонусами, которые работники получают по итогам небольшого периода работы (квартал, год и т.д.). Действительно, быстрое поощрение помогает привлекать в компанию сильных специалистов и повышать их производительность. Но оно не решает ряда других задач, и, в первую очередь, – не позволяет надолго удерживать на одном месте ценные кадры. Годами трудиться на одну компанию сейчас не модно. Молодые специалисты меняют место работы в среднем раз в 2-3 года, чтобы побыстрее накопить разнообразный профессиональный опыт и нащупать пути для личного развития. Зрелые профессионалы, осознавая свою ценность для работодателя, ищут места, где премии повыше и условия получше. В итоге на рынке создается дефицит высококвалифицированных специалистов, за которых бизнес вынужден жестко конкурировать. Удержать такие кадры быстрыми инструментами невозможно, здесь нужна долгосрочная мотивация. Получив премию, человек может уже в первый год уволиться из компании. А КПП создает мотивацию остаться надолго, поскольку работник видит пенсионные накопления на своем счету (как правило, это несколько сотен тысяч рублей, накопленных за несколько первых лет работы в компании), может получить налоговый вычет с собственных отчислений, но не имеет возможности сразу же их забрать. В большинстве случаев в условиях пенсионного продукта прописано, что проработать в компании сотрудник должен не меньше нескольких лет.

Миф 2: Я подумаю о пенсии завтра

Молодой россиянин, который поступает на свою первую работу и тут же открывает счет для пенсионных сбережений, – большая редкость в наши дни. В 25-30 лет практически никто не задумывается о том, на что будет жить после 60-65, пенсия кажется слишком далекой. Копить на нее начинают чаще всего ближе к 50 годам, и тогда же формируется желание делать сбережения совместно с работодателем. А между тем самый большой экономический эффект от пенсионных накоплений, в том числе и корпоративных, достигается именно на длинном горизонте, когда человек начинает делать сбережения не позже 30 лет. Именно в этом случае паритетные корпоративные программы, в которых работодатель делает равные с работником взносы, могут обеспечить действительно солидный доход в будущем. Для примера возьмем мужчину, который начал свой трудовой путь в 20 лет, а в 30 вступил в КПП. Его зарплата, исходя из средних значений по России, составляет 47 867 рублей в месяц, и после выхода на пенсию он получит 23 487 рублей государственных выплат. Если этот мужчина будет ежемесячно отчислять на КПП 3% от своей зарплаты (1 436 рублей), и такой же взнос будет платить его работодатель, то размер его негосударственной пенсии составит 32 423 рубля в месяц, а суммарный доход — 55 910 рублей в месяц.


Миф 3: Неликвидные накопления


Многих отпугивает кажущаяся узость корпоративных пенсионных накоплений. Считается, что человек сможет увидеть свои деньги только через 20-30 лет, да и то не все сразу, а только в виде скромных ежемесячных выплат. В быстро меняющемся мире такое мало кого устраивает. Но те, кто боится “заморозить” деньги в КПП, просто не понимают, что такие продукты давно уже стали вполне ликвидными.


Работодатель имеет возможность индивидуально настроить параметры программы и сформулировать условия, при которых работник сможет забрать свои накопления досрочно. Никто не помешает оплатить пенсионными взносами, например, дорогостоящее лечение или ипотеку в случае необходимости, использовать их в трудных жизненных ситуациях или просто забрать после определенного срока работы в компании. В паритетных КПП самостоятельные накопления сотрудника с самого начала являются его собственностью, которую он в любой момент может использовать по собственному усмотрению. Получается, что “пенсионные деньги” не становятся для человека пособием по старости, а являются его резервом на все случаи жизни.


Миф 4: КПП — это дорого


Некоторые работодатели откладывают рассмотрение условий КПП в долгий ящик, заранее считая, что для их компании это слишком дорогое удовольствие. А тем временем на пенсионные программы можно тратить в несколько раз меньше, чем на стандартный корпоративный соцпакет, решая при этом еще и мотивационные задачи. Довольно скромный соцпакет, включающий в себя ДМС, страхование от несчастного случая и оплату обучения десяти сотрудников, обходится компании в среднем примерно в 918 тыс. рублей в год. Даже если ограничиться одним ДМС, ниже 600 тыс. рублей расходы не упадут. Бюджет же на внедрение пенсионной программы для этих десяти сотрудников в первый год составит 433,5 тыс. рублей при фонде оплаты труда 8,5 млн рублей в год и отчислениях на КПП в размере 5%. Вводя у себя КПП, компания может не только долгосрочно мотивировать сотрудников, но и существенно сэкономить на налогах и социальных взносах. Поднимая сотрудникам зарплату, организация увеличивает и размер базы, с которой отчисляются взносы, а отправляя такую же сумму на софинансирование пенсионной программы, экономит треть расходов на оплату труда, поскольку отчисления в социальные фонды с КПП не идут. Взносы по КПП также не облагаются НДФЛ. Эти примеры показывают, что дороговизна КПП является самым настоящим мифом, на который не стоит ориентироваться при выборе инструментов для повышения лояльности компании. Гораздо эффективнее просчитать условия программы и налоговые льготы, и уже потом решать, насколько это выгодно. Российским компаниям пора задуматься о том, что пенсионный план – это живой резерв их сотрудников не только на будущее, но и на случай непредвиденных обстоятельств, финансовый инструмент с очень низкими рисками, который позволяет получать доход, превышающий уровень инфляции. И перестать верить мифам о дороговизне и неэффективности КПП, о неликвидности накоплений и неважности темы пенсий в 30 лет. В этой статье я наглядно показал вам, что никаких серьезных оснований эти мифы под собой не имеют. Сегодня мы видим, что все больше российских компаний среднего и крупного бизнеса начинают внедрять такие мотивационные элементы в свои социальные пакеты для сотрудников. И это становится не только модным трендом, но и качественным показателем успешности и эффективности российского работодателя.



Александр Прокопенков
Директор по развитию НПФ Сбербанка

Согласие на обработку персональных данных для посетителей сайта

Продолжая работу на сайте, я выражаю свое согласие АО «НПФ Сбербанка» (адрес: 115162, г. Москва, ст. м. Шаболовская, ул. Шаболовка, д. 31Г, 4 подъезд, 3 этаж) на автоматизированную обработку моих персональных данных (файлы cookie, сведения о действиях пользователя на сайте, сведения об оборудовании пользователя, дата и время сессии), в т.ч. с использованием метрических программ Яндекс.Метрика, Google Analytics с совершением действий: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение, передача (предоставление, доступ), в том числе трансграничная, партнёрам ПАО Сбербанк, предоставляющим сервис по указанным метрическим программам. Обработка персональных данных осуществляется в целях улучшения работы сайта, совершенствования продуктов и услуг АО «НПФ Сбербанка», определения предпочтений пользователя, предоставления целевой информации по продуктам и услугам АО «НПФ Сбербанка» и его партнеров.


Настоящее согласие действует с момента его предоставления и в течение всего периода использования сайта.


В случае отказа от обработки персональных данных метрическими программами я проинформирован о необходимости прекратить использование сайта или отключить файлы cookie в настройках браузера.

Условия и принципы обработки персональных данных в соответствии с GDPR*

АО «НПФ Сбербанка» очень серьезно относится к вопросам конфиденциальности и безопасности информации. Защита ваших персональных данных** — один из наших ключевых приоритетов.


Мы обрабатываем ваши персональные данные, собранные на законных основаниях и в рамках четко сформулированных целей, характерных для взаимодействия АО «НПФ Сбербанка» со всеми сторонами:


  • - клиентами, потенциальными клиентами, их родственниками или представителями;
  • - контрагентами и партнерами (как существующими, так и потенциальными);
  • - сотрудниками (включая их родственников) и соискателями.

Мы можем собирать ваши персональные данные, информацию о предпочтениях, совершенных действиях и транзакциях и т.п. при помощи веб-сайта и мобильных приложений АО «НПФ Сбербанка» для заранее определенных и законных целей.


Мы можем передавать ваши персональные данные, в том числе трансгранично, строго при соблюдении требований законодательства.


Мы уважаем ваши права и свободы, в частности, связанные с вопросами обработки ваших персональных данных.


*GDPR – Регламент №2016/679 Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном обращении таких данных» General Data Protection Regulation


**Под термином «персональные данные» понимается любая информация, относящаяся к идентифицированному или идентифицируемому физическому лицу («субъект данных»). В состав персональных данных могут входить фамилия, имя, отчество, номер телефона, почтовый адрес, паспортные данные, сведения об образовании, доходах, предыдущих местах работы, а также другая информация, например, файлы cookie

АО «НПФ Сбербанка» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей и серьезно относится к защите персональных данных - ознакомьтесь с условиями и принципами обработки персональных данных, а также с рекомендациями по защите информации. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
Сайт может неправильно работать из-за устаревшего браузера
Советуем обновить браузер. Сайт прекрасно работает в новых браузерах, а в старых могут быть неожиданности.
chromefirefoxoperaedge